Понятие отказ сваи было введено для определения глубины залегания, на которой они будут достигать твердого грунта. Различают расчетный и практический отказы, суть которых исходит из их названия.

24.10.2015
        Понятие отказ сваи было введено для определения глубины залегания, на которой они будут достигать твердого грунта. Различают расчетный и практический отказы, суть которых исходит из их названия.          Любая свайная конструкция устанавливается по предварительно проведенным расчетам. Нельзя просто так прибыть на участок, разметить места нахождения будущих свай, а затем сразу же начать вбивать или вкручивать их в землю. Так не будет обеспечиваться надежность конструкции, ведь свайные стержни могут максимально уйти в грунт, не обеспечив, при этом, надежность фундаменту.        Отказ сваи при забивке — это степень ее погружения в процессе забивки или вдавливания. На практике это означает, что дальше этого значения стержень уже не пойдет, обретя упор на плотном грунте. Измеряется отказ сваи с точностью до миллиметра. Залог сваи         Поскольку определить отказ сваи после одиночных ударов по ней невозможно, то состояние отказа принять считать после серии нанесенных по нему ударов. После серии ударов определяется среднее значение отказа.       При использовании молота принято считать величину залога — 10 ударов. Если применяются вибропогружатели или вдавливающие устройства, то залог измеряют за единицу времени.        Любые действия по забиванию или вдавливанию свай должны идти до самого конца, то есть, до того момента, пока стержень не откажется погружаться дальше. Ложный отказ сваи            Практика свайных работ свидетельствует о том, что иногда, в процессе забивания сваи, происходит ее остановка. Причем, задолго до расчетного значения погружения. Это так называемый ложный отказ сваи. Такое явление характерно для некоторых видов грунта, которые сильно уплотняются под наконечником стержня.           Это может произойти при очень частых ударах или очень высокой скорости вдавливания. Как правило, после определенного перерыва, необходимого для восстановления структуры грунта, работу продолжают. Расчет отказа сваи           Для чего необходим расчет отказа сваи? При достижении сваей заданной глубины погружения делается вывод о том, что она способна нести расчетную нагрузку.         Расчет отказа сваи производится с учетом следующих параметров: Масса молота, которым производится забивание. Либо масса механизма, вдавливающего стержни в почву. Масса, которой обладает ударная часто молота.      Коэффициент сопротивления грунта. Может иметь существенные различия на разных типах почвы. Площадь сечения сваи. Это ее поперечный разрез, который свидетельствует о том, какое сопротивление свая будет оказывать на грунт при вхождении в него. Вес сваи, который нельзя не учитывать при расчетах. Энергия ударов сваебойного молота или энергия того устройства, которое производит вдавливание в грунт. Упругий и остаточный отказы стержня. Вычисления производятся по известным формулам расчетного отказа сваи.      На основании расчетов получают проектный уровень погружения в почву. Для более точного определения глубины введения, проводятся динамические и статические испытания свай на местности, а также зондирование грунта.     На практике не всегда удается достичь совпадения проектного и реального уровней погружения. Например, если в процессе забивания стержня был достигнут проектный уровень, но свая не достигла твердого грунта, то погружение необходимо продолжать. Причем, до тех пор, пока не будет достигнут отказ сваи.      Если остановиться на проектном уровне, то масса здания может оказать влияние на фундамент, приведя к его осадке. При этом увеличится вероятность деформации здания.      Если же свая остановилась именно на расчетной глубине, то такую конструкцию считают полностью пригодной к дальнейшей эксплуатации.             При изготовлении свайного фундамента своими руками обычно используют винтовые сваи, так как для вбивания бетонных стержней нужна специальная техника. Это в определенной степени облегчает работы. Все сваи вкручиваются до упора, до достижения состояния «отказа». Если некоторые из них возвышаются над остальными, то производится их обрезка и подгонка всех свай под единый уровень.
Юрий